Комментарий об изменениях в КоАП РФ в сфере связи информации

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Для издания «Федеральный Бизнес Журнал. Юг» дал комментарий об изменениях в КоАП РФ в сфере связи информации.

Публикую полный текст комментария.

Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект, который призван дополнить составы административных правонарушений в сфере связи и информации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях может пополниться новыми нормами, однако стоит отметить, что проект прошел лишь второе чтение – впереди третье чтение, рассмотрение Советом Федерации и подписание Президентом. Предлагаемая дата рассмотрения его в третьем чтении – 22 июля, при этом в случае прохождения всех этапов законотворческого процесса нормы должны вступить в силу с 1 сентября 2025 года.

КоАП РФ пополнится сразу несколькими составами, но самыми резонансными и общественно значимыми станут нормы о запрете поиска экстремистских материалов и штрафы за рекламу сервисов VPN в сети Интернет.

О поиске экстремистских материалов

Ограничение поиска определенной информации – не новый подход в российской и зарубежной практике правового регулирования современных технологий, а скорее тенденция последнего десятилетия. Отечественный законодатель последовательно увеличивает количество информационных запретов. При этом самые разнообразные ограничения на поиск информации встречаются в практике европейских, азиатских, латиноамериканских государств.

Согласно проекту, запрет на поиск экстремистской информации получит закрепление в ст. 13.53 КоАП РФ. Умышленный поиск в сети Интернет, т.е. целенаправленное и сознательное стремление к совершению правонарушения, охватывает перечень экстремистских материалов, который определен соответствующим реестром, и попадает под понятие экстремистских материалов, закрепленное в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Так, экстремистскими материалами считаются документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. Закон детализирует это понятие, делая акцент на исторических событиях, а также на недопустимость национального, расового превосходства либо оправдывающих практик совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Реестр экстремистских материалов доступен на сайте Минюста России, он пополняется на основании решений судов. На текущий момент в нем 5 472 позиции. Важно, что для образования состава правонарушения, пользователь сети Интернет должен понимать, что указанный материал может быть экстремистским. Безусловно, нет необходимости изучать весь реестр, тем более это сделать непросто, а свободный доступ к подобным материалам зачастую ограничен. Однако правоприменителям будет необходимо установить, с какой целью и для чего гражданин получает доступ к этой информации. Если законопроект детализировал бы это, то было бы снято множество вопросов к перспективам его применения.

Главный вопрос, который волнует всех – каким образом установить, что гражданин осознанно искал запрещенную информацию в сети Интернет с определенной целью. Одни эксперты говорят, что это можно определить через историю браузера, а другие – посредством специального программного обеспечения. Однако очевидно, что информация о посещаемых ресурсах имеется у операторов связи, т.е. доступ в Интернет никогда и не был анонимным. Провайдеры фиксируют IP-адреса, посещенные доменные имена и объемы переданного трафика. Однако примеров использования этой информации в правоприменительной практике пока нет.  Попасть под административную ответственность по ст. 13.53 КоАП РФ могут граждане, штраф для них составит от 3 тысяч рублей до 5 тысяч рублей.

О рекламе сервисов VPN

Впрочем, и запрет рекламы VPN в России не в новинку – он фактически существует уже больше года, а именно с 1 марта 2024 года. С учетом Приказа Роскомнадзора от 8 ноября 2023 года № 168 такие ресурсы о сервисах обхода блокировок потенциально запрещённой информации ведомство блокировало, чтобы минимизировать распространение инструкций и сведений о методах обхода блокировок информации в сети Интернет. Примечательно, что Роскомнадзор также ограничивал доступ к текстовым материалам и видеороликам, описывающим преимущества использования VPN в этих целях. За год под такую блокировку неоднократно попадали сайты, на которых можно было скачать и купить подписку на сервис VPN. Видимо, этих мер оказалось недостаточно, и существующий запрет на распространение информации о VPN теперь получает более серьезную санкцию. Впрочем, речь не идет о запрете использования таких сервисов – лишь об определенном способе распространения информации о них. Если сказать еще проще, то популяризировать информацию о VPN не стоит, потому что можно быть привлеченным к административной ответственности. Не секрет, что иностранные агенты и общественные активисты, находящиеся за рубежом, такие сервисы активно рекламировали. Можно предположить, что эти меры направлены на противодействие распространению именно подобной информации.

Законопроект предлагает добавить п.18 в ст. 14.3 КоАП РФ. За рекламу VPN штрафы серьезнее – для граждан от 50 тысяч рублей до 80 тысяч рублей; для должностных лиц от 80 тысяч рублей до 150 тысяч рублей; для организаций от 200 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. Стоит обратить внимание, что закон напрямую упоминает не VPN, а программно-аппаратные средства доступа к информационным ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен. Фактически, речь идет о распространении информации о сервисах, которые предлагается использовать гражданам и организациям для обхода блокировок и получения доступа к запрещенной информации в сети Интернет.

В связи с прохождением законопроекта ведется множество дискуссий о свободе информации. Однако важно помнить, что право на поиск информации, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции России, не является абсолютным или неограниченным. Так, Основной Закон устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Соответственно, установление таких ограничений выступает способом регулирования информационно-правовых отношений в текущих реалиях.

Пащенко Илья, член Краснодарского регионального отделения «Ассоциация юристов России»

Страница законопроекта.

Реестр экстремистских материалов на сайте Минюста России.

Поделиться публикацией